25 сент. 2008 г.

Я – редактор... или об основах прикладной герменевтики

Из Кнышуток: Писатель печально смотрел на мигающий курсор Word’а, натужно заполняя банальностями белый лист – не писалось. Читатель скользил взглядом по странице книги, безуспешно пытаясь за что-нибудь зацепиться – не читалось. Так вдумчивый читатель следовал за мыслью автора.

Бизнес похож на процесс создания литературного произведения ровно настолько, насколько ему близка идея сопряжения творческого и формального начал. Букв всего 33, есть установленные правила их сложения в слова, но от этого создание Илиады не перестает быть нетривиальной задачей. Потому басня: язык Эзопа или Редактор и статья


В триждынанотехнологичную эпоху веб 2.0 мы по определению и читатели, и писатели. Офисный сотрудник на любой должности уж если не Толстой, то, как минимум, Барков. Например, даже если суть рациональнейшего предложения можно рассказать в двух словах, в самой маленькой конторке для донесения этой мысли до начальства потребуется испортить в принтере несколько листов первосортной белой бумаги. В позицию редактора встанет ваш начальник, пытаясь продраться сквозь дебри слов к исходному смыслу… или не пытаясь.) как повезет. В позиции писателя будете вы.

Редактор — тот же читатель, наделенный правом карать и миловать, безжалостно вычеркивать и безапелляционно вставлять :), принимать решения. Но готовый текст имеет форму, он как бы провоцирует редактора поддаться искушению и не заметить стилистических ошибок, кривых оборотов и неуместных слов. Текст уже сложился, и любая правка вносит элемент дисгармонии. Несложно заметить, что альтернативных решений всего два — внести «отсебятинку» или довериться автору.

В первом случае мы получим школьника, который пытается «перевести» другу лекцию о Большом Адронном Коллайдере. Хорошо, если выйдет переложение исходного сообщения на современный, понятный язык с большим количеством «особой» лексики. При таком подходе статья безжалостно правится, в угоду идее редактора возникают новые смыслы, исчезают акценты, расставленные автором и не вписавшиеся в новую концепцию.

Вторая ситуация еще хуже — мы имеем дело даже не со школьником — с дилетантом. Статью, проект, предложение читают по абзацам, сверху вниз. Что странного, спросите вы? А то, что редактор, не найдя нужной мысли, например, в первом абзаце, ее туда дописывает, а найдя эту мысль, но в третьем, просто вымарывает. В результате смысл остается, теряется авторская логика. Редактор не хочет понять, он правит «под себя», так, как, по его мнению, надо.

Что в остатке? Редакторский труд тоже творческий, но «по-другому» творческий. Редактор обязан понять мысль автора, и если для этого потребуется прочесть текст дважды, трижды, он должен это сделать, и только тогда вносить правки. Мысль схвачена, редактор стал читателем, поймал логику, родилось «со-общение». Потом можно отклонить статью, зарубить предложение, сказать, что это никому не нужно. Но только потом, по прочтении…

Конечно, написание доступных текстов – искусство, как и выступление с презентациями, составление рациональных предложений, априори успешных старт-ап бизнес-планов. Этому нужно учиться, и об этом мы, возможно, еще порассуждаем. Но случаев, когда кривая презентация хорошей идеи не позволяет рассмотреть ее со всех сторон, выявить ее ценность, к сожалению, хватает. Потерять крупицы здравой идеи в бездне словоблудия очень просто, но вина за это ложится не только на автора идеи, но и на тех, кто принимает решение.

Научиться быть редактором для самого себя — половина пути к тому, чтобы стать хорошим редактором для других. В противном случае идеи ваших подчиненных также окажутся в мусорной корзине.

Читать далее

24 сент. 2008 г.

Нет для всех

При копировании или перенесении нескольких файлов в папку, где уже существуют файлы с таким же именем, винда спрашивает, будем ли проводит замену конкретного файла. Возможность дать команду «Да для всех» и заменить все конфликтные файлы есть, а отменять замену долгое время приходилось отдельной командой для каждого файла. Если их штуки три – ладно, а если десятки, сотни?

На что же кликать в этой менюшке.

Оказалось, что дать команду «Нет для всех» тоже можно. Для этого при появлении данного меню необходимо, зажав Shift, либо нажать «N», либо кликнуть с зажатым шифтом «No» в меню.

К слову, в Windows Vista это решается возможностью поставить галочку «Сделать это для всех NN конфликтов» и выбрать любое типовое решение.


Читать далее

23 сент. 2008 г.

Опознаем файлы по расширению

Еще один частый случай из серии «Что за нафиг тут вылезло». В локальной сети, на флешке, на присланном (или отрытом в ящике стола) компакте, или в полученном только что от начальства-клиета-партнера письме обнаруживается файл с непонятной иконкой и таинственным расширением. При двойном клике выскакивает предложение поискать программу в интернете или выбрать из списка вручную. Что искать? Что выбирать? Да, и надо ли? Что это вообще такое в файле?

Надо сказать, что неопознанными могут оказаться даже довольно распространенные файлы, необязательно нечто экзотическое. Например, файл типа .msg может быть неопознан удаленным почтовым клиентом, если будет получен приложением к письму. А скопированный где-то по случаю забавный баннер-на-флеше.swf хоть и открывается без труда любым современным браузером, но не с двойного клика, а после выбора программы в ручную.
Для опознания файлов следует обратиться к любому из многих ресурсов и справочников, таких как:
Список расширений файлов
Русскоязычная база расширений файлов filetypes.ru Note: в ней иногда встречаются пары расширение-тип файла без подробного описания, но большинство недоразумений развеет.
Англоязычный каталог расширений file-extensions.org
А еще по теме можно посмотреть популярный материал в ComputerBild

Читать далее

22 сент. 2008 г.

Письма мелким почерком…

Многим из нас приходится рассылать однотипные или даже одинаковые письма большому числу адресатов. Работа нудная, однообразная, нетворческая, но облегчить можно и сей неблагодарный труд.

Итак, если Вы ежедневно рассылаете партнерам или клиентам письма, где меняется всего несколько строчек, а основное содержание остается неизменным, просто добавьте шаблон письма в специальную автоподпись.

Сделать это просто – скопируйте текст в окошко автоподписи Outlook/Сервис/Параметры/Сообщение/Подписи/Создать. Не забудьте добавить Ваши координаты в конце сообщения. Теперь при создании нового письма, щелкнув правой кнопкой мыши в поле текста вы сможете выбрать любой вариант автоподписи. Остается лишь добавить тему письма и вложения. Сложнее обстоит дело со списками адресов.

К сожалению, использование специальных программ и плагинов к Outlook типа Send Personally, не столь распространено, как хотелось бы. Зачастую рассылка производится по старинке, методом копирования адресов из базы Excel в вордовский файл. Трудность в том, что Outlook требует разделения адресов точкой с запятой, а создатели баз данных, как правило, не утруждают себя добавлением точки с запятой к каждому адресу. Да это и не нужно.

Выход прост — автоматическая замена средствами Microsoft Word. Дело в том, что программа позволяет искать не только видимые буквы и цифры, но и множество специальных знаков - «Непечатаемых символов».

Итак, копируем столбец с адресами из Excel в Word, получаем либо табличку, либо множество строк с одним (если заполнявший базу был ответственным человеком) e-mail адресом на одной строке.



Работать с таблицей чуть сложнее. Для того, чтобы наш фокус получился, нам необходимо, чтобы в конце каждого адреса стоял знак абзаца (¶), то есть каждый адрес должен находиться на своей строке. Для этого просто выделяем всю табличку, правая кнопка мыши, «объединить ячейки». Теперь каждый адрес является самостоятельной строчкой.

Далее вызываем мастер поиска/замены (Ctrl + F), переходим на вкладку «Заменить», нажимаем кнопочку «больше». Щелкаем выпадающий список «Специальный» и находим поле «Знак абзаца». Обращаю ваше внимание на то, что замена по полю «конец абзаца» результата не даст, несмотря на то, что наш любимый символ (¶) здесь присутствует. Ну да это вопросы к разработчикам или переводчикам.

Итак, выбираем «Знак абзаца», в поле «Найти» появляется ^p (крышечка и р), копируем эту строчку в поле «Заменить на», вставив перед крышечкой нашу точку с запятой. Жмем «Заменить все» - и список рассылки готов)


Читать далее